Первый шаг в робототехнику
Нашу школу на районном фестивале-конкурсе представил Панчик Даниил с проектом "Контроль доступа на охраняемую территорию"
Нынешний, 2017 год объявлен в нашей стране Годом науки. Соответствующий Указ в последних числах 2016-го подписал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Основная цель объявленного года – повышение роли науки в выполнении задач социально- экономического развития страны, создание благоприятных условий для укрепления научного потенциала, поддержка творчески мыслящих молодых учёных и специалистов.
Жлобинский район вступил в Год науки стремительно – накануне Рождества состоялся первый районный фестиваль-конкурс «Первый шаг в робототехнику» среди школьников. К слову, Жлобинщина – первая в области и даже в республике, где было организовано подобное мероприятие. Между прочим, первый блин не стал комом – даже напротив: фестиваль прошёл на высоком уровне, его участники представили свои инновационные разработки, поделились опытом и знаниями, а также в очередной раз продемонстрировали свой творческий потенциал.
Познакомили с идеями
Встретились ребята, педагоги, директора школ в средней школе № 10. В холле и актовом зале, где развернулась выставка, собрались представители 35 учреждений образования. Они делились друг с другом своими разработками, отвечали на вопросы любопытных зрителей. Атмосфера здесь царила творческая и даже деловая – столько интеллектуалов собралось в одном месте и в одно время.
Ознакомились с проектами ребят председатель районного исполнительного комитета Иван Науменко (на снимке вверху второй слева), начальник отдела воспитательной и социальной работы управления образования Гомельского облисполкома Ирина Дробышевская, начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома Игорь Волков (на снимке вверху слева).
Школьники рассказали о своих инновациях и показали их в деле. Здесь были представлены проекты автополива и автоподсветки растений, люстр с управляемой мощностью, освещения школьного двора, электронных кодовых замков, термометров, мини-метеостанций, светодиодных гирлянд, датчиков контроля газов и дыма в гараже, системы автоматического отключения звонков в школе, «умного» домика для птиц, портативной сигнализации и многого другого.
Все эти светящиеся, крутящиеся и, по сути, выполняющие предназначенные для них функции предметы вызывали восхищение и гордость за то, что в нашем районе так много ребят с конструкторским подходом и инженерным складом ума.
Стали первыми
Но, несмотря на то, что каждый проект имеет практическое значение и по-своему интересен, некоторые из них всё-таки были выделены членами жюри как наиболее сложные, не похожие на другие, имеющие перспективы масштабного использования. Так, всех заинтересовал проект «Электронный органайзер школьника» СШ № 9. Электронная система считывает присутствие или отсутствие ученика в школе. Это, а также информация о том, где и какие уроки проходят, и многое другое отображается на электронном табло.
Учащиеся средней школы № 10 предложили «Солнечный трекер» (система слежения за солнцем). Специальные датчики, установленные на солнечных батареях, улавливают движение солнца и поворачиваются за ним. Таким образом, свет по поверхности батареи и, следовательно, тепло распределяются равномерно.
В гимназии № 1 создали электронную линейку. С её помощью можно измерять расстояние на карте, от линейки и до заданного предмета, ширину и длину ровных, выпуклых и вогнутых поверхностей и многое другое. Её уже активно применяют в гимназии – измеряют расстояние между партами по СанПиНу.
Степская базовая школа представила инновационный проект «Использование сервопривода при создании роботизированного манипулятора». Проще говоря, это робот-машина, которая может служить в качестве погрузчика. Кстати, уникальность её в том, что при стихийных бедствиях, катаклизмах, других разрушительных действиях чудо-машина со встроенными датчиками не только разбирает завалы, но и определяет, есть ли под ними люди.
Вышеперечисленные проекты были признаны лучшими и заняли первые места. Вторыми стали СШ № 2, 11, гимназия № 8 и Солонская школа. На третьем месте – СШ № 5, 6, 12, 13, Лукская, Малевичская, Новомарковичская, Нивская, Папоротнянская школы.
Фестивалю – быть!
Фестиваль выполнил основные функции – привлечение детей и учащейся молодёжи к занятиям научно-техническим творчеством, развитие изобретательской и рационализаторской деятельности, выявление и поддержка юных талантов и одарённых детей. Будем надеяться, что его проведение станет доброй традицией, благодаря которой укрепится научный потенциал района, а Жлобинщина станет инновационной площадкой для развития многих проектов.
Татьяна СКОБЕЛЕВА.
Фото Николая СЕМЕНЦА